Открытое занятие по химии на тему: «Биологически активные соединения»
Открытое занятие по химии подготовила: Магомедова Севиль Анваровна
преподаватель химии МИК
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Бернард Шоу
Цели открытого занятия по химии:
- Образовательная. Сформировать у учащихся представление о витаминах и гормонах как биологически активных соединениях, рассмотреть классификацию и обозначения витаминов, классификацию гормонов ввести понятия об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах, проанализировать влияние витаминов и гормонов на организм человека.
- Воспитательная. Способствовать здоровьесберегающему воспитанию, воспитанию самостоятельности и ответственности, интереса к предмету.
- Развивающая. Развивать память, воображение, мыслительные способности, расширять кругозор учащихся.
Тип занятия: комбинированное
Оборудование для проведения открытого занятия по химии:
- лекарственные препараты (витамины),
- наглядные пособия (картинки фруктов, овощей, продуктов),
- стенд с дополнительной информацией по витаминам,
- индивидуальные карточки.
Ход открытого занятия по химии.
Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня у нас необычный день: на уроке присутствует много гостей.
А тема у нас «Биологически активные соединения». Она рассчитана на два занятия. Сегодня первое занятие «Витамины» и «Гормоны».
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Сегодня мы узнаем, что это за вещества – витамины и гормоны, как они классифицируются, какие у них химические названия и нужны ли они организму человека?
Запишите в тетрадях тему занятия: «Биологически активные соединения»
и вопросы, на которые вы ответите в конце занятия:
1.Биологически активные соединения. Витамины.
- Витамины – источники жизни?
- Где живут витамины?
- Может ли человек прожить без витаминов?
2.Биологически активные соединения. Гормоны.
- Для чего нужны гормоны?
- Где живут гормоны?
- Может ли человек прожить без гормонов?
- Витамины.
Задание: у каждого из вас на столе лежит листок с подготовленной таблицей «Витамины – источники жизни», которую нужно заполнить. Посмотрите, таблица включает шесть разделов. В первом уже указаны витамины. Во втором вы напишете химическое название каждого из данных витаминов, в третьем – суточную потребность, в четвертом - растворимость (в воде или в жирах), в пятом –функции и какие заболевания развиваются при недостатке данного витамина. в шестом укажете продукты, наиболее богатые этим витамином. Итак, будьте внимательны, слушайте и заполняйте таблицу.
Витамины. Общая характеристика.
Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.
Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве необходимого её компонента. Их недостаток или отсутствие в организме вызывают гиповитаминозы и авитаминозы. При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.
Людям еще в глубокой древности было известно, что отсутствие некоторых продуктов в пищевом рационе может быть причиной тяжелых заболеваний (бери-бери, «куриная слепота», цинга, рахит), но только в 1880г русским ученым Н.И. Луниным была экспериментально доказана необходимость неизвестных в то время компонентов пищи для нормального функционирования организма. Свое название (витамины) они получили по предложению польского биохимика К. Функа (от лат. vita – жизнь). В настоящее время известно более тридцати соединений, относящихся к витаминам.
Так как химическая природа витаминов была открыта после установления их биологической роли, их условно обозначили буквами латинского алфавита (А,В,С,Д и т.д.), что сохранилось и до настоящего времени. Потребность человека в витаминах зависит от его возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера его деятельности, времени года, содержания в пище основных компонентов питания.
По растворимости в воде или жирах все витамины делят на две группы:
Водорастворимые (В1, В2, В6, В9, В12, РР, С)
Жирорастворимые (А, Е, Д, К)
Витамин А (ретинол) (жирорастворим)
Этот витамин входит в состав светочувствительного белка, обеспечивающего работу наших глаз – родопсина. В случае продолжительного дефицита витамина А в пище у человека нарушается сумеречное и ночное зрение – отсюда и название сопутствующей болезни – «куриная слепота». Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, затрудняется пото- и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов. Из животных продуктов по содержанию витамина А первое место занимает рыбий жир. Много его также в печени, сливочном масле, куриных яйцах, сметане, твороге, молоке. В растительных продуктах – моркови, абрикосах, томатах, содержится каротин – вещество, из которого витамин А может быть синтезирован в нашем организме. Каротин нерастворим в воде, но растворим в жирах, поэтому лучше усваивается при употреблении таких продуктов со сметаной, майонезом, растительным маслом.
Витамин В1 (тиамин) (водорастворим)
В 1890 году голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал у местных жителей страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Ноги были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает «оковы». В конце концов наступал паралич и смерть. Еще за 20лет до Экмана эту болезнь наблюдали у населения прибрежных районов Японии и Китая русские врачи. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали. Заболевание это связано с недостатком в организме витамина В1. Этот витамин не откладывается про запас, поэтому нужно, чтобы он поступал в организм каждый день. Содержится витамин В1 в семенах бобовых растений, а также в семенах злаков – но в основном в их зародышах и в оболочках. В очищенном, обработанном зерне этого витамина остается очень мало. Кроме того, витамина В1 много в дрожжах, в яичном желтке, в печени. При дефиците В1 поражаются нервы конечностей, особенно ног, а потом и сердца. Кроме В1 к группе витаминов В относятся В2, В3, В5, В6, В9, В12, В15. Из витаминов этой группы в организме образуются ферменты, принимающие важное участие в обмене веществ.
Витамин С (аскорбиновая кислота) (водорастворим)
Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходиться без свежих продуктов, овощей, часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили десны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. Болезнь назвали цингой. В команде Васко Да Гама, открывшего в 15 веке морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519-1522гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741г, героя-полярника Г.Я.Седова в 1914г и многих, многих других. Основными и надежными поставщиками витамина С являются облепиха, черная смородина, сладкий красный перец, апельсин, лимон, мандарин. Все это, в основном, растения, имеющие кислый вкус. Витамин С участвует в окислительно-восстановительных реакциях в тканях, в тканевом дыхании, в обезвреживании токсичных веществ и во множестве других важных процессов в организме. Много расходуется аскорбиновой кислоты при нервном напряжении, неполноценном питании, при выполнении тяжелой работы и во время заболеваний.
Витамин Д (кальциферол) (жирорастворим)
Этот витамин участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны при формировании скелета. От них зависит и рост, и осанка, и красота человека.
Особенно важную роль витамин Д играет в растущем организме. Недостаток его, как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Они становятся раздражительными, беспокойными, боязливыми, плачут и плохо спят. Кости теряют свою прочность и становятся мягкими, появляется слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки, позвоночника, костей черепа и конечностей, задержке прорезывания зубов и их разрушению. Болезнь эта называется рахит. У взрослых при отсутствии витамина Д развивается заболевание остеопороз (размягчение костей). Дети и взрослые витамин Д получают в основном с животной пищей. Наибольшее количество его содержится в печени трески, рыбьем жире и других рыбных продуктах, в желтке яиц, в молоке, в сливочном масле. В растительных продуктах готового витамина, как правило, нет. Витамин Д может синтезироваться и в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей, то есть на солнце. Витамин Д почти не разрушается при кулинарной обработке.
Витамин Е (токоферол) (жирорастворим)
Биологически активные свойства токоферола ученые установили в 30-е годы 20 века. Долгое время токоферол оценивали как витамин размножения. Токоферол был открыт американскими учеными Ивенсом и Бишопом, которые указали, что листья салата содержат вещество типа витамина, необходимое для сохранения нормальной способности животных к размножению. Независимо от них в 1924 году другой ученый Шур провел аналогичное исследование и назвал обнаруженный им продукт витамином Е. На сегодняшний день известно, что токоферол – это светло-желтая вязкая жидкость, не растворимая в воде. В организме токоферол улучшает потребление кислорода тканями, регулирует свертывающие свойства крови, стимулирует рост новых капилляров. При недостатке витамина Е возникают бесплодие, мышечная дистрофия, некроз печени. При отсутствии витамина Е в организме наблюдаются повышение проницаемости и ломкости капилляров, изменения в нервных клетках, поражение печени. Из пищевых продуктов витамином Е наиболее богаты растительные масла, особенно соевое, хлопковое, кукурузное, подсолнечное.
Вывод: витамины нужны всем, они защищают нас от заболеваний, помогают организму правильно расти и развиваться.
Закрепление
Итак, сегодня мы с вами изучили биологически активные вещества – витамины. Какой же вы сделаете вывод по ним?
Ответ:
- Витамины – источники жизни.
- Витамины содержатся во всех продуктах.
- Без витаминов человек прожить не сможет. Они ему жизненно необходимы.
- Гормоны
На обратной стороне листка таблица «Гормоны», которую тоже нужно заполнить, прослушав сегодняшнюю тему.
Не менее важная группа органических веществ, имеющих огромное биологическое значение, — это гормоны.
Гормоны – это биологически активные органические вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции и регулируют деятельность органов и тканей живого организма
Как вы уже знаете из курса анатомии и физиологии, гормоны осуществляют гуморальную регуляцию деятельности органов, систем органов и всего организма в целом. Это не менее важный вид регуляции, чем хорошо известная вам нервная регуляция.
Свойства гормонов
Выполняя столь многочисленные и разнообразные функции, гормоны обладают и соответствующим набором характерных свойств, среди которых важнейшими являются:
чрезвычайно высокая физиологическая активность — очень малые количества гормонов вызывают весьма значительные изменения в работе органов и тканей;
дистанционное действие — способность регулировать работу органов, удалённых от железы, вырабатывающей гормон, что становится возможным, потому что гормоны доставляются к этим органам с током крови;
быстрое разрушение в тканях, так как, оказывая очень сильное влияние на работу органов и тканей, гормоны не должны накапливаться в них;
непрерывное продуцирование и регулируемая секреция вызваны необходимостью постоянного регулирования работы соответствующего органа в каждый момент времени.
- принцип обратной связи: не только гормон влияет на контролируемую систему органов и процессы в ней, но и состояние самой системы определяет производительность соответствующей железы, скорость образования и количество вырабатываемого гормона. Таким образом, благодаря принципу обратной связи именно гормоны обеспечивают гомеостаз — постоянство состава внутренней среды организма, контроль и регулирование содержания воды, углеводов, электролитов в нём.
Классификация гормонов
По химическому строению гормоны делят на следующие группы:
- стероидные (стероиды);
- гормоны — производные аминокислот;
- пептидные;
- белковые.
Строение гормонов
1.Стероидные гормоны (стероиды). Гормоны этой группы формально можно рассматривать как производные гипотетического углеводорода стерана:
Стероиды можно разделить на две группы: стероидные половые гормоны и гормоны коры надпочечников. Группа половых гормонов включает эстрогены, андрогены и прогестерон.
Эстрогены — женские половые гормоны содержат в молекуле 18 атомов углерода (так называемые С18-соединения). К ним относится, например, эстрадиол C18H24O2. Название этого гормона отражает наличие в молекуле двух гидроксильных групп. Очевидно, что строение молекулы эстрадиола позволяет отнести его и к спиртам, и к фенолам. К эстрогенам относятся также: эстриол, эстрон. Наличие карбонильной группы отражается в названии эстрона суффиксом -он. Название эстриола явно подчёркивает присутствие трёх гидроксильных групп в его молекуле.
Прогестерон и его производные, как и эстрогены, являются женскими половыми гормонами и относятся к С21-стероидам. Из анализа строения молекулы прогестерона понятно, что он является кетоном и содержит в молекуле две карбонильные группы.
Андрогены — мужские половые гормоны, или С19-стероиды, в основе молекулы которых лежит скелет молекулы углеводорода сложного строения — андростана:
Наиболее важными андрогенами являются тестостерон, дигидротестостерон и андростандиол. Химическое название тестостерона — 17-гидрокси-4-андростен-3-он, дигидротестостерона — 17-гидроксиандростан-3-он.
Очевидно, что тестостерон — ненасыщенный кетоспирт, дигидротестостерон и андростандиол можно рассматривать как продукты его гидрирования, а принадлежность андростандиола к многоатомным спиртам и его насыщенный характер отражаются в названии.
Помимо половых гормонов, к стероидам относятся и гормоны коры надпочечников, такие, например, как кортизол, гидрокортизон, кортикостерон и альдостерон.
2.Производные аминокислот. К ним относятся тироксин, адреналин и норадреналин.
Молекулы этих гормонов содержат аминогруппу или её производные, а молекула тироксина также содержит и карбоксильную группу, т. е. является α-аминокислотой и проявляет все характерные для аминокислот свойства.
3.Пептидные гормоны. Они имеют более сложное строение
Вазопрессин и Окситацин— пептидные гормоны гипофиза
Глюкагон - пептидный гормон поджелудочной железы
Структуры глюкагона у всех позвоночных близки или идентичны. Это позволяет получать медицинские препараты глюкагона из поджелудочных желёз животных. А расшифровка структуры глюкагона человека позволила наладить его синтез в лабораторных условиях.
4.Белковые гормоны. Эти гормоны содержат в молекулах ещё большее количество аминокислотных звеньев, объединённых в одну или несколько полипептидных цепей.
Так, молекула инсулина содержит в двух полипептидных цепях 51 аминокислотный остаток, а сами цепи соединены двумя дисульфидными мостиками. Относительная молекулярная масса инсулина человека составляет 5807. Установление химической структуры этого белка позволило осуществить полный его синтез в лабораторных условиях, разработать способы трансформации инсулина животных в инсулин человека и осуществить получение этого важного гормона методами генной инженерии.
Другой белковый гормон — соматотропин (гормон роста) имеет относительную молекулярную массу около 21500, полипептидная цепь его молекулы содержит 191 аминокислотный остаток и два дисульфидных мостика. В настоящее время уже установлена первичная структура соматотропина человека, овцы, быка.
Теперь, зная состав и химическое строение важнейших гормонов, рассмотрим их специфическое влияние на различные физиологические процессы. При этом логично будет сгруппировать гормоны по эндокринным железам, их производящим.
Гормоны поджелудочной железы. Инсулин — уже знакомый вам гормон полипептидной природы (первый гормон, который удалось синтезировать химическим путём). Инсулин резко увеличивает проницаемость стенок мышечных и жировых клеток для глюкозы и не влияет на проницаемость стенок нервных клеток — нейронов. Все процессы усвоения глюкозы происходят внутри клеток, а инсулин способствует транспорту глюкозы в них, следовательно, он обеспечивает усвоение глюкозы организмом, синтез гликогена и накопление его в мышечных волокнах.
При недостаточном образовании инсулина в организме развивается одно из тяжелейших эндокринных заболеваний — сахарный диабет, при котором печень и мышцы резко снижают способность усваивать углеводы, в первую очередь глюкозу.
Недостаток углеводов в клетках вызывает острый клеточный голод, сопровождается избыточным количеством глюкозы в крови (гипергликемия) и её выделением с мочой. Клетки гибнут от энергетического голода, а ценнейший источник энергии — глюкоза безвозвратно теряется организмом.
Сахарный диабет может приводить к нарушению зрения (в результате поражения сосудов сетчатки) и функции почек, развитию атеросклероза — поражению артерий и нарушению кровообращения. Увеличивая поступление глюкозы в клетки жировой ткани, инсулин способствует образованию жира в организме. Этот гормон увеличивает проницаемость клеточных стенок и для аминокислот, а значит, стимулирует синтез белка в клетке.
Другим гормоном поджелудочной железы является глюкагон, который стимулирует расщепление (гидролиз) гликогена в клетках до глюкозы и таким образом повышает её содержание в крови. Кроме того, он стимулирует и расщепление жиров в клетках жировой ткани. Очевидно, что по своему действию глюкагон — антагонист инсулина (вещество с противоположным действием).
Гормоны щитовидной железы. Щитовидная железа вырабатывает такие важные гормоны, как трииодтиронин, тетраиодтиронин (тироксин) и тиреокальцитонин. Первые два гормона регулируют энергетический обмен в организме. Так, при введении в кровь всего лишь 1 мг тироксина суточный расход энергии человеком увеличивается более чем на 1000 ккал. Трииодтиронин физиологически ещё более активен, поэтому его среднее содержание в крови в 20—25 раз меньше, он значительно быстрее разрушается в тканях. Стимулируя резкое увеличение производства энергии, эти гормоны ускоряют расходование клетками всех питательных веществ — жиров, углеводов, белков, увеличивают потребление тканями глюкозы, что, в свою очередь, компенсируется ростом скорости гидролиза гликогена в печени. Трииодтиронин и тироксин регулируют не только энергетические процессы в организме, но и пластические, т. е. ускоряют рост организма. Гиперфункция щитовидной железы и связанное с ней избыточное производство гормонов приводит к непроизвольному дрожанию (тремору) конечностей, а недостаток в пище иода, необходимого для синтеза трииодтиронина и тироксина, вызывает разрастание ткани щитовидной железы и образование зоба.
Кроме иодсодержащих гормонов, щитовидная железа синтезирует и ещё один важный гормон — тиреокальцитонин. Этот гормон регулирует и контролирует усвоение и обмен кальция в организме. Таким образом, именно тиреокальцитонин «отвечает» за формирование и прочность скелета, а также зубов.
Гормоны надпочечников. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает адреналин, который регулирует многие функции организма, в том числе и важнейшую — обмен веществ. Присутствие этого гормона ускоряет расщепление гликогена в печени и мышцах, повышая количество глюкозы в крови, что увеличивает работоспособность скелетных мышц при их утомлении, активизирует возбудимость зрительных и слуховых рецепторов. Следовательно, адреналин способен стимулировать быстрое повышение работоспособности и сопротивляемости организма в чрезвычайных условиях.
Кора надпочечников вырабатывает несколько видов гормонов: минералокортикоиды, такие как альдостерон и кортикостерон, регулирующие минеральный (солевой) обмен; глюкокортикоиды (кортизон, гидрокортизон), регулирующие белковый, углеводный и жировой обмен; половые гормоны (андрогены, эстрогены, прогестерон), которые регулируют развитие половых органов в детском возрасте, когда секреция половых желёз ещё незначительна (до периода полового созревания).
Из минералокортикоидов наиболее активен альдостерон. Этот гормон регулирует количество и баланс ионов Na+ и К+ в крови. Недостаток альдостерона снижает концентрацию хлорида натрия в крови и тканевых жидкостях, приводя к резкому снижению кровяного давления, обезвоживанию и гибели организма. Поэтому минералокортикоиды часто называют гормонами жизни. Очевидно, их избыток вызывает задержку жидкости в организме и устойчивое повышение артериального давления — гипертонию.
Наиболее активный из глюкокортикоидов — гидрокортизон стимулирует синтез глюкозы в печени, повышая её уровень в крови. Содержание гликогена в печени при этом не снижается, а может даже расти. Этим действие гидрокортизона принципиально отличается от действия адреналина. Кроме того, глюкокортикоиды ускоряют извлечение жиров из жировой клетчатки и их окисление («сгорание») с выделением необходимой организму энергии. Недостаток этих гормонов истощает силы организма, его сопротивляемость неблагоприятным внешним воздействиям и болезням.
С гормонами половых желёз мы уже немного знакомы. До достижения половой зрелости в необходимых количествах они синтезируются корой надпочечников. В зрелом возрасте, когда половая функция организма приобретает большее значение, синтез андрогенов и эстрогенов начинают осуществлять специальные мужские и женские половые железы внутренней секреции.
Андрогены, например тестостерон, регулируют формирование и развитие вторичных мужских половых признаков — особенностей скелета, голоса, распределение волосяного покрова на теле, поведение и конечно же развитие и функционирование мужских половых органов. Тестостерон, кроме того, стимулирует связывание азота в организме, тем самым ускоряя синтез белков и развитие мускулатуры. Поэтому тестостерон, его препараты и родственные соединения — анаболические стероиды (анаболики; от греч. anabole — подъём) — применяются, например, для развития мышц у спортсменов.
При сравнении строения молекул тестостерона и эстрадиола можно отметить, что они отличаются лишь на одну метильную группу и несколько атомов водорода. Но как огромны последствия этих различий! Эстрадиол, как и другие эстрогены — женские половые гормоны, направляет развитие организма по женскому типу — отвечает за формирование вторичных женских половых признаков, особенностей строения скелета, поведения и характера.
Гормоны гипофиза. Гипофиз (нижний мозговой придаток) является эндокринной железой, функции которой регулируются нейрогормонами гипоталамуса. Выработка и секреция гормонов железами внутренней секреции (щитовидной, надпочечниками, половыми железами) координируется единым регуляторным центром — гипофизом. В гипофизе большинства позвоночных и человека вырабатываются: вазопрессин, окситацин и соматотропин.
Вывод: Гормоны – это биологически активные органические вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции и регулируют деятельность органов и тканей живого организма
Закрепление
Итак, сегодня мы с вами изучили биологически активные вещества – гормоны. Какой же вы сделаете вывод по ним?
Ответ:
- Гормоны осуществляют гуморальную регуляцию деятельности органов, систем органов и всего организма в целом
- Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции
- Без гормонов человек прожить не сможет. Они обеспечивают гомеостаз — постоянство состава внутренней среды организма, контроль и регулирование содержания воды, углеводов, электролитов в нём.
Всем спасибо. Занятие окончено.
Используемая литература.
- О.С.Габриелян. Химия, 10кл. Дрофа, М. 2015г
- Л.И.Назарова. Организация проектной деятельности по химии в 10 классе. Волгоград, 2015г.
- Н.К.Солопова, О.В.Селиванова, С.В.Черникова. Технология организации уроков химии и биологии по проектной методике. Тамбов, 2007г.
- Химия в школе. Научно-методический журнал. 2006-2008гг.
- Химия и жизнь. Научно-популярный журнал. Ноябрь 2014 г.
Приложение 1
Витамины – источники жизни
Витамин |
Химическое название |
Суточная потребность |
Где растворяется |
Функции |
Основные источники |
C |
|
|
|
|
|
A |
|
|
|
|
|
D |
|
|
|
|
|
E |
|
|
|
|
|
K1 |
|
|
|
|
|
B1 |
|
|
|
|
|
B2 |
|
|
|
|
|
B6 |
|
|
|
|
|
B12 |
|
|
|
|
|
В9 |
|
|
|
|
|
РР |
|
|
|
|
|
Приложение 2
ГОРМОНЫ
Название гормона |
Железы, выделяющие гормон |
Функции гормона |
Кортикостерон
|
|
|
Кортизол
|
|
|
Тестостерон
|
|
|
Эстраген
|
|
|
Прогестерон
|
|
|
Тироксин
|
|
|
Адреналин
|
|
|
Окситацин
|
|
|
Вазопрессин
|
|
|
Глюкагон
|
|
|
Инсулин
|
|
|
Соматотропин
|
|
|